Авторизация

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Приказ Минтруда России №391а от 30 августа 2013 г.

Приказ Минтруда России №391а от 30 августа 2013 г.


О методических рекомендациях по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания


В целях реализации подпункта «к» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» и планом мероприятий по формированию независимой системы оценки  качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г.  № 487-р, п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить методические рекомендации по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания (далее – Методические рекомендации), согласно приложению.

2. Департаменту демографической политики и социальной защиты населения (О.В.Самарина) и Департаменту комплексного анализа и прогнозирования (В.Ф. Колбанов) осуществлять методическое и информационное сопровождение деятельности по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

применять Методические рекомендации при проведении независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания;

осуществлять мониторинг введения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания, в соответствии с приказом Минтруда России от 31 мая 2013 г. № 234а.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В. Вовченко.

 

. 

Приложение к приказу

Минтруда России от 2013 г.   №391a

Методические рекомендации

по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания 

  1. Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения (далее соответственно – организации социального обслуживания, Методические рекомендации), разработаны в целях обеспечения единых подходов и требований к функционированию независимой оценки качества работы организаций социального обслуживания (далее – независимая оценка), а также оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественным советам при указанных органах, ответственным за проведение независимой оценки (далее – общественные советы).
  2. Под независимой оценкой в целях Методических рекомендаций понимается оценка деятельности организаций социального обслуживания в соответствии с критериями и показателями оценки, определенными общественным советом в установленном порядке, и составление рейтингов качества работы организаций социального обслуживания (далее – рейтинг) на основе следующих принципов:
  3. законность;

    открытость и публичность;

    добровольность участия общественных объединений;

    независимость мнений граждан, экспертов, общественных объединений;

    полнота информации, используемой для проведения оценки;

    компетентность и профессионализм членов общественного совета.

  4. Участниками независимой оценки являются:
  5. общественные советы;

    попечительские (общественные, наблюдательные) советы организаций социального обслуживания;

    всероссийские, региональные и муниципальные общественные объединения в сфере социального обслуживания;

    организации социального обслуживания;

    граждане – получатели социальных услуг в сфере социального обслуживания, их родственники и члены семьи, законные представители;

    экспертное сообщество;

    рейтинговые агентства, средства массовой информации.

  6. Под организациями социального обслуживания для целей Методических рекомендаций понимаются государственные (муниципальные) учреждения, оказывающие социальные услуги в сфере социального обслуживания, а также организации иных форм собственности, осуществляющие деятельность по предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания.
  7. Независимая оценка проводится в обязательном порядке в отношении государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания.
  8. К государственным (муниципальным) учреждениям, оказывающим социальные услуги в сфере социального обслуживания, относятся: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры, а также иные учреждения социального обслуживания населения.
  9. Организации иных форм собственности, осуществляющие деятельность по предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания, вправе на добровольной основе участвовать в проведении независимой оценки и предоставлять информацию о своей деятельности для включения их в перечень организаций социального обслуживания для проведения независимой оценки и формирования рейтингов (далее – Перечень).
  10. В случае подтверждения добровольного участия таких организаций в проведении независимой оценки на них распространяются все требования по обеспечению проведения независимой оценки, предъявляемые к государственным (муниципальным) учреждениям, оказывающим социальные услуги в сфере социального обслуживания.

  11. Организацию проведения независимой оценки в субъекте Российской Федерации осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение независимой оценки (далее – Уполномоченный орган), на который возлагается:
  12. общее организационное обеспечение проведения независимой оценки;

    мониторинг проведения независимой оценки на региональном уровне;

    обеспечение технической возможности выражения мнений потребителями социальных услуг о деятельности организаций социального обслуживания и удовлетворенности результатами социального обслуживания на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») и официальных сайтах организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Уполномоченного органа (при наличии).

  13. В целях содействия проведению независимой оценки Уполномоченным органом формируется общественный совет.
  14. Общественные советы:
  15. формируют Перечни;

    определяют критерии и показатели качества работы организаций социального обслуживания;

    устанавливают порядок проведения независимой оценки организаций социального обслуживания на основании принятых показателей качества работы организаций социального обслуживания, с учетом пунктов 21 и 22 Методических рекомендаций;

    организуют работу по изучению, обобщению и анализу общественного мнения о качестве работы организаций социального обслуживания, в том числе сформированного общественными организациями, профессиональными сообществами и иными независимыми экспертами, анализу рейтингов;

    направляют в Уполномоченный орган информацию о результатах независимой оценки, а также предложения по организации независимой оценки, улучшению качества работы организаций социального обслуживания и доступа получателей социальных услуг к информации о них;

    осуществляют иные функции, определяемые Уполномоченным органом в положении об общественном совете.

  16. Состав общественного совета формируется из числа представителей всероссийских, региональных и муниципальных общественных объединений в сфере социального обслуживания, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, других заинтересованных организаций и независимых экспертов. При формировании состава общественного совета необходимо обеспечить представительство от общественных объединений, представляющих интересы всех категорий населения, получающих социальные услуги в учреждениях. При этом следует обеспечить отсутствие конфликта интересов в отношении членов общественного совета.
  17. Уполномоченный орган обеспечивает размещение информации об общественном совете, в том числе положения об общественном совете, сведения о его составе, протоколов заседаний общественного совета на официальном сайте Уполномоченного органа в сети «Интернет».
  18. При проведении заседаний общественного совета обеспечивается их открытость и публичность, в том числе посредством привлечения средств массовой информации на заседания общественного совета, он-лайн трансляций заседаний, публикации результатов деятельности общественного совета за отчетный период.
  19. Перечни рекомендуется определять в соответствии с реестрами поставщиков социальных услуг с учетом:
  20. типов организаций (организации стационарного, полустационарного (нестационарного) социального обслуживания и организации надомного социального обслуживания);

    видов организаций, определенных в субъекте Российской Федерации;

    видов социальных услуг, оказываемых организациями социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;

    категорий получателей социальных услуг.

  21. Рейтинги организаций социального обслуживания формируются в соответствии с Перечнем при наличии в нем не менее 5 организаций социального обслуживания, а также рекомендациями, предусмотренными пунктом 14 Методических рекомендаций.
  22. В целях формирования рейтинга организаций социального обслуживания используется десятибалльная система оценки, которая утверждается общественным советом.
  23. Проведение независимой оценки и формирование рейтинга рекомендуется осуществлять не реже одного раза в год.
  24. Уполномоченный орган определяет организацию-оператора по проведению мониторинга деятельности организации социального обслуживания для  формирования рейтингов (далее – организация-оператор) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. При этом Уполномоченный орган обеспечивает участие общественных советов в определении организации-оператора.
  25. Организация-оператор проводит независимую оценку в соответствии с пунктами 28-33 Методических рекомендаций.
  26. Предварительные результаты проведения независимой оценки организацией-оператором, в том числе проекты рейтингов, методика их формирования и обоснование результатов рейтингования (далее – интерпретация рейтингов), подлежат обязательному рассмотрению общественным советом.

    Результаты проведения независимой оценки организацией-оператором, в том числе рейтинги, методика их формирования и интерпретация рейтингов, размещаются на официальном сайте Уполномоченного органа в сети «Интернет», в том числе в формате открытых данных (xml, csv), в течение трех рабочих дней с момента их одобрения общественным советом.

  27. Независимую оценку могут проводить также иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели (далее – иные организации, осуществляющие независимую оценку).
  28. Результаты независимой оценки, проведенной иными организациями, осуществляющими независимую оценку, подлежат обязательному рассмотрению общественным советом.

    Информация о результатах проведения независимой оценки, предоставляемая в Уполномоченный орган иными организациями, осуществляющими независимую оценку, должна содержать рейтинги, описание методики их формирования и интерпретацию рейтингов, которые размещаются на официальном сайте Уполномоченного органа в сети «Интернет» в течение десяти рабочих дней с момента их представления в Уполномоченный орган.

  29. Для проведения независимой оценки рекомендуется использовать показатели качества работы организаций социального обслуживания населения, характеризующие:
  30. 1) открытость и доступность информации об организации:

    уровень рейтинга на сайте www.bus.gov.ru (от 0 до 1);

    полнота, актуальность и понятность информации об организации, размещаемой на официальном сайте (баллы);

    наличие и доступность способов обратной связи с получателями социальных услуг (балл);

    доля лиц, которые считают информирование о работе организации и порядке предоставления социальных услуг достаточным, от числа опрошенных (%);

    2) комфортность условий и доступность получения социальных услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья:

    степень выполнения условий доступности для инвалидов (в том числе детей-инвалидов) и других лиц, учитывающих ограничения их жизнедеятельности при предоставлении социальных услуг в организациях (баллы);

    соответствие площадей жилых помещений организаций установленным санитарно-гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим нормам и нормативам в расчете на одного обслуживаемого (%);

    удовлетворенность условиями (помещение, имеющееся оборудование, мебель, мягкий инвентарь, хранение личных вещей и т.п.) предоставления социальных услуг (%);

    3) время ожидания в очереди при получении социальной услуги:

    среднее время ожидания получения услуг в организации социального обслуживания (дн.);

    доля получателей услуг, оценивающих время ожидания получения социальных услуг как незначительное, от числа опрошенных (%);

    4) доброжелательность, вежливость и компетентность работников организации:

    доля получателей услуг, которые высоко оценивают доброжелательность, вежливость и  внимательность социальных и иных категорий работников организаций, от числа опрошенных (%);

    доля получателей услуг, которые высоко оценивают компетентность социальных и иных категорий работников организаций, от числа опрошенных (%);

    5) удовлетворенность качеством обслуживания в организации:

    доля получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания в организации, от числа опрошенных (%);

    доля получателей социальных услуг, удовлетворенных условиями проживания в одно-, двух-, трех- или четырехместных жилых комнатах организаций стационарного социального обслуживания, от числа опрошенных (%);

    доля получателей социальных услуг, которые готовы рекомендовать организацию друзьям, родственникам, знакомым, от числа опрошенных (%);

    доля получателей социальных услуг, охваченных социальными услугами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, от общего числа получателей услуг (%)

    число обоснованных жалоб получателей социальных услуг на качество услуг, предоставленных организацией (жалоб на 100 получателей услуг);

    удовлетворенность качеством питания (%);

    удовлетворенность качеством проводимых мероприятий, имеющих групповой характер  (оздоровительных, досуговых, профилактических и пр.) (%).

  31. Дополнительно к показателям, указанным в пункте 21 Методических рекомендаций, могут использоваться иные показатели.
  32. Для расчета показателей, указанных в пункте 21 Методических рекомендаций, с учетом особенностей деятельности организации социального обслуживания рекомендуется использовать следующие источники  информации, необходимой для проведения независимой оценки:
  33. 1)  результаты анализа нормативных правовых актов, устанавливающих значения рассматриваемых параметров деятельности организаций социального обслуживания;

    2)  результаты анализа статистической информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций социального обслуживания;

    3) результаты опроса (глубинное и формализованное, полуформализованное интервьюирование, интервью, проводимые в порядке самообследования организаций, анкетирование, проведение фокус-групп):

    получателей социальных услуг;

    работников организаций;

    руководителей организаций о качестве работы поставщиков социальных услуг;

    представителей общественных объединений, экспертного сообщества.

    При необходимости могут быть использованы такие источники информации, как результаты проведения контрольных закупок, включенное структурированное наблюдение в местах оказания социальных услуг, результаты экспертных оценок.

  34. В качестве дополнительных источников информации целесообразно использовать:
  35. результаты проведенных мониторингов в сфере социального обслуживания;

    информацию общественных объединений;

    информацию попечительских (общественных, наблюдательных) советов организаций социального обслуживания;

    информацию экспертного сообщества, рейтинговых агентств, средств массовой информации.

  36. В целях информационного обеспечения проведения независимой оценки и расчета показателей, указанных в пункте 21 Методических рекомендаций, организациям социального обслуживания с учетом особенностей их деятельности рекомендуется обеспечить формирование открытых информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности организации социального обслуживания, в соответствии с перечнем, предусмотренным приложением № 1 к Методическим рекомендациям, и доступ к таким ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях организации социального обслуживания, средствах массовой информации, сети «Интернет».
  37. Информацию о деятельности организации социального обслуживания рекомендуется размещать на официальном сайте организации социального обслуживания в сети «Интернет», в том числе в формате открытых данных (xml, csv).
  38. Проведение независимой оценки показателей качества работы организаций социального обслуживания рекомендуется осуществлять последовательно в 4 этапа.
  39. На первом «организационном» этапе осуществляются следующие  мероприятия:
  40. 1) определение (при необходимости дополнение) Перечня в текущем периоде;

    2) уточнение (дополнение) при необходимости показателей качества работы организаций социального обслуживания;

    3) определение методов сбора первичной информации и уточнение требований к методикам их применения.

  41. На втором «подготовительном» этапе:

    1) проводится анализ нормативно - правовой базы о социальном обслуживании, мнений экспертов, представителей получателей социальных услуг, открытых источников информации с целью составления предварительного перечня проблем для изучения;

    2) осуществляется разработка методик и инструментария сбора первичной информации, в том числе рекомендаций интервьюерам (последовательность задаваемых вопросов, описание вариантов поведения в зависимости от ответов респондента, порядок опроса), форм для регистрации первичной информации, анкет (примерный образец анкеты  по анализу удовлетворенности качеством оказания социальных услуг в организациях социального обслуживания приведен в приложении № 2 к Методическим рекомендациям).

  42. На третьем «сбор первичной информации» этапе рекомендуется осуществлять:
  43. 1) анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций социального обслуживания, с целью определения или уточнения, учета динамики нормативно устанавливаемых значений оцениваемых параметров и показателей деятельности организации;

    2) проведение «полевого этапа» исследования - сбор первичных данных и их обработка в соответствии с разработанными методами, выбранными или разработанными методиками;

    3)  сбор статистических данных;

    4)  проведение анкетирования (опросов);

    5) независимый выборочный контроль исполнителей, осуществляющих сбор первичной информации;

    6) формирование итоговых массивов данных, заполнение отчетных форм представления информации.

  44. На четвертом «анализ и оценка качества работы организаций социального обслуживания» этапе рекомендуется обеспечить:
  45. 1)  систематизацию выявленных проблем деятельности организации социального обслуживания;

    2) сопоставление фактических и нормативно установленных значений исследуемых параметров;

    3) выявление территориальных и иных особенностей исследуемых параметров деятельности организаций социального обслуживания;

    4) анализ динамики значений исследуемых параметров и показателей;

    5) сопоставление нормативно установленных значений исследуемых параметров деятельности организаций социального обслуживания с выявленными проблемами и ожиданиями получателей социальных услуг;

    6) расчет интегральной оценки качества работы организаций социального обслуживания и формирование рейтинга;

    7) общественное обсуждение результатов независимой оценки в отчетном периоде и разработка предложений по улучшению качества работы организаций социального обслуживания;

    8) публикацию результатов независимой оценки, в том числе рейтингов.

  46. Рейтинг формируется путем упорядочивания присвоенных организациям социального обслуживания порядковых номеров.

     

    Общий критерий

    Значимость

    Открытость и доступность информации об организации социального обслуживания

    0,1

    Комфортность условий и доступность получения социальных услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья

    0,2

    Время ожидания в очереди при получении социальных услуг

    0,05

    Доброжелательность, вежливость и компетентность работников организации социального обслуживания

    0,1

    Удовлетворенность качеством обслуживания в организации социального обслуживания

    0,55

  47. Приведение показателей качества работы организации социального обслуживания к сопоставимым значениям по десятибалльной шкале рекомендуется производить следующими способами:
  48. 1) для показателей, увеличение значений которых характеризует повышение качества работы организации социального обслуживания, определяется максимальное (целевое) значение в исходной единице измерения, которому соответствует 10 баллов по десятибалльной шкале и минимальное (худшее) значение показателя в исходной единице измерения, которому соответствует 0 баллов по десятибалльной шкале.  В этом случае значения  по оцениваемым организациям рассчитываются по следующей формуле:

    , где:

    - значение показателя в исходной единице измерения;

    - максимальное (целевое) значение показателя в исходной единице измерения;

    – минимальное (худшее) значение показателя в исходной единице измерения.

    Для показателей, увеличение значений которых характеризует снижение качества работы организации социального обслуживания населения, определяется минимальное (целевое) значение в исходной единице измерения, которому соответствует 10 баллов по десяти балльной шкале и максимальное (худшее) значение показателя в исходной единице измерения, которому соответствует 0 баллов по десяти балльной шкале. В этом случае значения  по оцениваемым организациям рассчитываются по следующей формуле:

    , где:

    - значение показателя в исходной единице измерения;

    – минимальное (целевое) значение показателя в исходной единице измерения;

    - максимальное (худшее) значение показателя в исходной единице измерения;

    2) десятибалльная шкала в зависимости от значений показателей  в исходной единице измерения устанавливается общественным советом методом экспертных оценок.

  49. Уполномоченный орган совместно с общественным советом организует  контроль за соблюдением организацией социального обслуживания - оператором Методических рекомендаций при проведении независимой оценки.
  50. По итогам проведения независимой оценки общественный совет разрабатывает и представляет оцениваемым организациям социального обслуживания предложения по улучшению качества их работы.
  51. По представленным общественным советом предложениям организации социального обслуживания разрабатывают и утверждают планы мероприятий по улучшению качества своей работы (далее - планы мероприятий) в соответствии с примерной формой плана,  предусмотренной приложением № 4 к Методическим рекомендациям.
  52. Организации социального обслуживания размещают планы мероприятий на своих официальных сайтах в сети «Интернет» (при наличии сайтов) и обеспечивают их выполнение.
  53. В плане мероприятий рекомендуется предусматривать мероприятия, реализация которых:
  54. Результаты проведения независимой оценки направлены на:
  55. Каждой организации социального обслуживания, вошедшей в Перечень, присваивается порядковый номер по мере уменьшения значения интегральной оценки качества работы. Организации социального обслуживания, получившей наивысшую интегральную оценку качества работы, присваивается 1-й номер.

    Интегральная оценка качества работы организации социального обслуживания   рассчитывается по следующей формуле:

    ,где:

    – значение показателя  по десятибалльной шкале (перечень рекомендуемых показателей оценки качества работы организации социального обслуживания приводится в приложении № 3 к Методическим рекомендациям);

    – значение весового коэффициента показателя , при этом сумма всех весовых коэффициентов  = 1.

    Значения весовых коэффициентов показателей  устанавливаются общественным советом методом экспертных оценок с учетом рекомендуемой значимости показателей  по десятибалльной шкале в соответствии с приложением № 3 к Методическим рекомендациям. При этом значения весовых коэффициентов рекомендуется устанавливать с учетом общей значимости набора показателей по общим критериям:

    непосредственно может повлиять на решение проблем, в том числе на устранение и предотвращение нарушений нормативно установленных требований, выявленных по итогам независимой оценки;

    позволит повысить уровень удовлетворенности получателей социальных услуг комфортностью проживания в организации социального обслуживания, вежливостью и компетентностью работников, результатами предоставления социальных услуг;

    обеспечит реализацию ожиданий получателей социальных услуг в сфере социального обслуживания.

    обеспечение получателей социальных услуг дополнительной информацией о качестве работы организаций социального обслуживания, в том числе путем формирования рейтингов, в целях реализации принадлежащего получателям социальных услуг права выбора конкретной организации социального обслуживания для получения социальных услуг;

    определение результативности деятельности организации социального обслуживания и принятие своевременных мер по повышению эффективности или по оптимизации ее деятельности;

    своевременное выявление негативных факторов, влияющих на качество предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания, и устранение их причин путем реализации планов мероприятий, а также осуществление стимулирования руководителей и работников организаций социального обслуживания.